Ставропольский колледж сервисных технологий и коммерции - Информационные статьи


355012, г. Ставрополь, ул. Ленина, 73
355017, г. Ставрополь, ул. Артема, 3 / Морозова, 4
Тел.: 35-09-11, 29-36-24
Факс: 29-36-22

Четверг, 08.12.2016, 03:07

НАВИГАЦИЯ САЙТА


ПОИСК ПО САЙТУ:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

По вопросам обращаться: 355012, г. Ставрополь, ул. Ленина, 73 355017, г. Ставрополь, ул. Артема, д. 3 / Морозова, д. 4 Тел.: 35-09-11, 29-36-24 Факс: 29-36-22 Или по электронной почте: pl50@inbox.ru


Обращение о неисполнении Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210–ФЗ «Об организации предоставления государственных услуг» http://210.gosuslugi.ru/

Мировые новости:

Rambler's Top100

ОПРОС
Что для вас образование?
Всего ответов: 333
Главная » Статьи » Доклады для Фестиаля педагогических идей

Аносова Н.Ю. Использование новых педагогических технологий в профессиональном образовании

Использование новых педагогических технологий в профессиональном  образовании
  Аносова Н.Ю.
  ГОУ СПО «Ставропольский  колледж сервисных технологий и коммерции»
  г.Ставрополь

Основой  целью профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста,  способного к эффективной профессиональной работе по специальности и  конкурентного на рынке труда.
  Традиционная  подготовка специалистов, ориентированная на формирование знаний, умений и  навыков в предметной области, всё больше отстаёт от современных требований.  Основой образования должны стать не столько учебные дисциплины, сколько способы  мышления и деятельности. Необходимо не только выпустить специалиста,  получившего подготовку высокого уровня, но и включить его уже на стадии  обучения в разработку новых технологий, адаптировать к условиям конкретной  производственной среды, сделать его проводником новых решений. 
  Изучая опыт  использования в педагогической деятельности инновационных методов, можно  выделить их преимущества: они помогают научить студентов активным способам  получения новых знаний; дают возможность овладеть более высоким уровнем  профессионального мастерства, создают такие условия в обучении, при которых  студенты не могут не научиться; стимулируют творческие способности студентов;  помогают приблизить учебу к практике повседневной жизни, формируют не только  знания, умения и навыки по предмету, но и активную жизненную позицию[1]. Особый  интерес вызывают активные методы обучения, т.к. они способствуют: эффективному  усвоению знаний; формируют навыки практических исследований, позволяющие  принимать профессиональные решения; позволяют решать задачи перехода от  простого накопления знаний к созданию механизмов самостоятельного поиска и  навыков исследовательской деятельности; формируют ценностные ориентации  личности; повышают познавательную активность; развивают творческие способности;  создают дидактические и психологические условия, способствующие проявлению  активности студентов. Рассматривая ролевые игры («деловые», «сюжетно-ролевые»)  как активный метод обучения, надо отметить, что он помогает раскрыть поисковые  возможности будущего специалиста.
  В современном  мире система образования должна формировать у студента новые качества:  инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм, конструктивность.  В свете современных требований профессионал должен  на протяжении всей жизни овладевать новыми  технологиями и понимать возможность их использования, уметь принимать  самостоятельно решения, адаптироваться в социальной, профессиональной сфере, разрешать  проблемы, работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым  ситуациям, уметь быстро выходить из них.
  В связи с этим  на уроках технологии кондитерского производства используются  многообразные методы, стимулирующие  познавательную деятельность учащихся. Использование  объяснительно-иллюстративных методов,  репродуктивных, исследовательских методов дает прекрасные результаты,  позволяющие решить задачи по формированию  компетенций  у учеников, умеющих  сотрудничать, работать в команде, обмениваться информацией.
   С применением проблемно-поисковых методов  изучается, как правило материал, связанный с   выявлением причинно-следственных и других связей между явлениями,  процессами, фактами[3]. При проблемном   обучении всегда имеют место постановка и решение  познавательной задачи, выдвигаемой  в форме вопроса, задания, задачи. Проблемой  является вопрос или задание, способ решения или результат которых учащемуся  раннее неизвестен, но учащийся  обладает  исходными  знаниями и умениями, для того  ,чтобы осуществить поиск результата или способа   выполнения.
  При  организации проблемной ситуации учащимся предлагаются  такие задания, при выполнении которых  ученики   должны открыть подлежащие усвоению новые знания или действия.  Познавательная задача может быть в виде вопроса, в форме задания, когда  познавательная  задача выражается в  предложении сделать вывод, что-то объяснить, обосновать.
  Необходимо  сочетать  самостоятельную поисковую  деятельность с  воспроизводящей  познавательной деятельностью[2]. Хочу предоставить вам один из моих уроков с  использованием  проблемно-поискового  метода. Возьмем  тему урока «Использование  шоколада в кондитерском производстве», для раскрытия этой темы необходимо  провести поисковую исследовательскую работу по историческим предпосылкам открытия  питательной, целебной силы какао - бобов, как основы для получения шоколада.  Учащиеся  узнают, что  первый привез какао- бобы в Европу Христофор  Колумб, дополняя знания по товароведению, мои ученики проводят  сравнительную характеристику различных видов  какао-бобов и влияние  их на качество  шоколадной массы. Путем поисковой исследовательской работы учащиеся узнают об  основных процессах промышленной обработки какао-бобов, что влияет на  технологическое качество шоколада. Здесь я использую метод  сопоставления, что является основой  проблемной ситуации. Например приводится график   соотношения  температуры  плавления  шоколада разных видов,  обращается внимание на проблему «почему шоколадная фигурка не имеет блеска?», как  правильно разогреть шоколад, чтобы заготовки были  глянцевыми?» Учащиеся должны выбрать  правильный ответ из представленных вариантов ответов и обосновать свой выбор.
  Специфической  формой проблемного обучения является применение активных методов обучения:  решение производственных ситуаций, производственных задач, обсуждение  производственных документов, деловые, производственные игры.
  Например,  создаю проблемную ситуацию: «при подогреве шоколадной массы в шоколад попала  вода», какие решения могут приниматься в этой ситуации? При ответе на поставленный  вопрос повышается не только мобильность мышления, но и это служит средством  приобретения новых знаний, умений.
  А если вопрос  поставлен  мною так «почему капсулы,  отлитые из  шоколада при вынимании из  силиконовых форм ломаются?, как приготовить   шоколадную стружку, чтобы она сохраняла форму?, как же уберечь изделия  от деформации?" При решении  этой  проблемы обращаю внимание на  допустимую  толщину слоя шоколада, учащимся задаю вопрос "Как вы думаете, каким слоем  наносится шоколад, сколько слоев шоколада необходимо нанести?, но тут же  указывается другая проблема: не допускается  отливать сильно толстые капсулы  для  пирожных, так как при разрезании  изделия  шоколадная оболочка должна быть нежной,  пластично разрезающейся вместе с суфле, то есть необходимо опытным путем  приобрести практические навыки работы с  шоколадом, сделать вывод.
  Выпечка теста является очень важным технологическим  процессом, чтобы закрепить знания по этой теме провожу занятие по составлению  графиков зависимости температуры выпечки от продолжительности выпечки, проводим  бракераж выпеченных полуфабрикатов.
  Урок с  применением таких методов  строится  на  широком обсуждении предлагаемых  вариантов решения.
  При проведении  занятий в виде организации «мозгового штурма», решается двойственная задача: с  одной стороны как метод, применяемый в профессиональной деятельности технолога,  с другой – преподавателя, т.к. экспертные группы  рассматривают самые разнообразные идеи,  доказывают важность решения придуманной или взятой из реальной действительной  ситуации получают опыт организации и проведения. Например, задается вопрос  «Почему засахарился сахарный сироп, как исправить дефект?» Для решения этой  задачи необходимо  вспомнить  правила варки сахарных сиропов, требования,  предъявляемые к сырью. При проведении   «мозгового штурма» запрещается   критика выдвигаемых идей, идеи выдвигаются и фиксируются.
  Так же в  процессе обучения используется   «метод  черного ящика», учащимся называется конечный результат технологического  процесса. Например: «После технохимического контроля пирожного  «Рулет с масляным кремом и желе» составлен  акт о несоответствии изделия технологическим нормам». Учащимся необходимо  выбрать подходящий вариант решения, часто требуется подсказка для преодоления  «инерции мышления». Для решения этой проблемы необходимо вспомнить  технологический процесс приготовления, по ступенькам разобрать работу каждого  звена, найти ошибку, обосновать причину дефекта, разобрать возможные варианты  исправления.
  Содержанием  производственных задач могут быть: распределение ролей  рабочих в бригаде, что проводится на  лабораторно-практических занятиях: например при выполнении  практического занятия по теме "Фигурная  отделка тортов". Роли в бригаде распределены по ходу технологического  процесса приготовления, каждый ученик отвечает за свой участок работы, делает  отчет, определяется коэффициент трудового участия каждого  члена бригады. При этом каждый учащийся как  бы проигрывает свою роль.
              Итоги  подводятся в конце занятия.
              По  заданию преподавателя  учащиеся могут  сделать  фотографию рабочего времени в  целях устранения потерь времени и повышения производительности труда.
  Для повышения активности учеников  используются кроссворды, карточки, таблицы, тесты разных уровней, выполнение  муляжей кондитерских изделий
  В процессе обучения  ученики   осуществляют поисковую исследовательскую деятельность. Опыт организации  работы с юными исследователями показывают, что наиболее привлекательным для  учащихся является открытие  между  причиной и следствием разнообразных событий, явлений, с которыми они знакомятся  на уроках и во внеурочной деятельности
  Поисковую, исследовательскую  работу начинают с постановки проблемы, формулировки цели и задач предстоящей  деятельности. Учащиеся собирают материал, работая  с архивными документами, изучая литературные  источники, затем анализируют, обобщают, готовят доклады, рефераты, оформляют  альбомы, выставочные экспозиции. Ребята узнают о  возрождении кондитерского искусства о том, как восхваляли в древности мастеров  кондитеров, воссоздавая в их честь памятники, связывая работу кондитера с  работой скульптора, художника. Для  такой  работы  необходимо использование новых  информационных технологий, интернета.
   И так, инновации в  профессиональном образовании имеют   следующие направления:
  1) овладевание новизной;
  2) удовлетворение рыночному спросу;
  3) приносить прибыль производителю услуг.
              Для  выполнения этих направлений необходимы сырьевые инновации, которые включают  различные новые виды сырья, материалов, новых полуфабрикатов, что приводит к  получению новых изделий.
              Так же  использование технологических инноваций, которые определяют новые методы организации  товаров и услуг¸ маркетинг инновации.
              В связи с  изменением направления рыночной экономики необходимо воспитать  самостоятельность в работе, готовность к  конкуренции.
              Для этого  изучаем новые виды сырья, отделочных полуфабрикатов, новые технологии  приготовления карамельных масс, марципана, использование сахарной пасты,  использование лепки из шоколада, отделку из растительных и натуральных сливок,  а также другие новые виды декора, использование готовых смесей для  приготовления  теста, крема, новые  технологии и ингредиенты для кондитерского производства, использование  современного сырья стабилизирующего качество при выпечке бисквита и песочного  теста. Смеси быстрого приготовления для выпечных полуфабрикатов «Блиц-бисквит»  и «Гевюрц- кухен».
              Кондитерские  изделия на основе смесей «Маффин- Микс -Концентрат» и «Шоко-Маффин-Микс».  Фруктовые пироги, изделия с творогом, порционные изделия кап-кейки, кексы.  Кексы и пироги легко приготовить, используя экономичную смесь и бумажные формы  для выпечки, которые одновременно служат красивой упаковкой. Новые рецепты  кондитерских изделий с использованием оригинальных ингредиентов:
  - творожные, йогуртовые, десертные, фруктовые  кондитерские смеси для приготовления кремов;
  - кремы для взбивания на основе растительных  жиров «Кондита»;
  - желе быстрого приготовления;
  - фруктовые и десертные термостабильные начинки,  джемы «Скандик  Фуд» (Дания);
  - марципан, нуга,  кувертюр;
  - готовый ганаш, глазурь.
              Полный  цикл изготовления от замеса и выпекания до оформления готового изделия, его  украшения с использованием оригинальных декоров и специального инвентаря для  декорирования.
              Знакомство с возможностями  использования сахарной пасты и глазури в кондитерских изделиях в сочетании с  другими видами сырья.
              Основные  технологии, приемы работы, инструменты и приспособления для работы с сахарной  пастой. Оформление кондитерских изделий сахарной пастой и глазурью.
              Обтяжка  поверхности торта, варианты отделки поверхности торта, базовые украшения: рюш,  цветы, орнамент. Использование гелей для рисования как элемента оформления  тортов с сахарной пастой.
              Технологии  использования высококачественных ингредиентов, продлевающих срок хранения,  ускоряющих процесс тестоведения и позволяющих замораживать продукцию.
              Особенности  использования разных видов дрожжей и улучшителей, повышающих качество продукции  и стабильность производства.
              Технологии  производства быстрозамороженных хлебобулочных и слоеных дрожжевых изделий по  методу «ПАФ» из замороженного полуфабриката.
              Новые разработки отечественных  ароматизаторов  для тортов, пирожных, печенья, а также  ароматизаторы  для мучной и хлебобулочной  продукции.
               Высококачественные смазки для форм, листов,  подов, тестоделителей, производимые в России. Технологии и оборудование для их  использования.
  Новые санитарные требования и нормы при производстве  кондитерской и хлебопекарной продукции. Европейский стиль в оформлении тортов, пирожных.
  Современные требования к нормативным  документам при выпуске кондитерской и хлебопекарной продукции. Знания, полученные  при изучении предмета сделают наших выпускников конкурентоспособными на рынке  труда.
  Модульное обучение профессии заключается в  последовательном усвоении учеником модульных единиц и модульных элементов.  Гибкость и вариативность модульной технологии профессионального обучения  особенно актуальны в условиях рыночных отношений при количественных и качественных  изменениях рабочих мест, перераспределении рабочей силы, необходимости  массового переобучения работников. Нельзя не учитывать и фактор  кратковременности обучения в условиях ускоренных темпов научно-технического  прогресса.
  Особенности модульного обучения заключаются в  том, что учащийся частично или полностью самостоятельно может работать с  предложенной ему учебной программой, которая содержит в себе целевую программу  действий, базы информации и методическое руководство для достижения  поставленных дидактических целей. В этом случае функции преподавателя могут  изменятся от информационно-контролирующих до консультационно-координирующих
  При модульном обучении нет строго заданного  срока обучения. Он зависит от уровня подготовленности учащегося, его предыдущих  знаний и умений, желаемого уровня получаемой квалификации. Обучение может  прекратиться после овладения любого модуля. Учащийся может выучить один или  несколько модулей и получить узкую специализацию или овладеть всеми модулями и  получить широкопрофильную профессию.
  Одной из  важных проблем профессионального образования является  обучение профессии  учащихся с разными способностями. Учет  учебных возможностей слабых учащихся  предлагает индивидуальный подход к ученику, уменьшается сложность, объем  задания, удовлетворительная успеваемость достигается за счет упрощения заданий,  снижения требований к уровню знаний. Но правильно ли это? Иногда снижается  уровень требований к некоторым ученикам с тем, чтобы выставить  «удовлетворительно», не снижать показатель качества знаний, умений. Но каждый  учащийся должен получить полноценное образование, мастер не должен оправдывать  себя отсутствием способностей у ученика, желания преодолевать трудности в  учебе.
  Дифференцированный  подход предусматривает не снижение сложности и объема  задания, а усиление текущей помощи,  предупреждение неуспеваемости в самом начале работы. Все люди различаются  своими задатками, типами памяти, стилем восприятия, но учащиеся должны получить  выбранную специальность по единым программам.
  Одни ученики  больше нуждаются в помощи преподавателя, другим оказывается помощь  эпизодически, третьи выполняют работу самостоятельно, в результате такой подход  позволяет любому ученику достичь максимума его возможностей в данный момент.
  Например:  дано  практическое задание «выполнить  плоские ажурные украшения из шоколадной глазури» Более сильный ученик повторит  произвольно технологические операции после практического  показа, для некоторых учащихся  эта работа покажется сложной, поэтому мастер  должен продумать дальнейшее обучение, для этого необходимо подготовить шаблон,  уложить его под пищевую пленку и по полученному контуру выполнить украшения.  После такой тренировки, ученик самостоятельно выполнит данное мастером  поручение, добьется четкого, аккуратного рисунка из шоколада.
  При  выполнении цветка розы из крема некоторые ученики сразу же улавливают  последовательность операций, другим  же  дополнительно  дается домашнее задание  для отработки четких движений с использованием специальных инструментов, но в  итоге такое дополнительное занятие приведет к хорошему конечному результату.
  Важно, чтобы  даже в самом малом по объему и сложности задании был второй пункт, выполнение,  которого позволяет ученику испытать свои возможности, подняться на более  высокую ступень профессиональной подготовки. Но бывает так, что слишком большая  помощь, парализует самостоятельность,   волевую настойчивость учащегося.
   При решении задач на расчет сырья и  полуфабрикатов помощь учащемуся постепенно   увеличивается до тех пор, пока преподаватель не заметит, что ученик  начинает проявлять самостоятельные усилия в решении задачи
  Для  осуществления дифференцированного подхода к учащимся необходимо создавать  дидактические карточки, задания для тренировок, обращая внимание на реальные  способности учеников.
  Большую роль  в приобретении профессиональных навыков имеет участие в занятиях кружка, где  развиваются творческие способности,    интересы, а не дополнительные занятия по ликвидации пробелов в знаниях,  умениях.
  Таким  образом, основной особенностью обучения   является индивидуальное прохождение каждым учащимся программы по своей  траектории.
  Для выполнения работы на конкретном  предприятии все модульные единицы и модульные элементы можно не изучать, а  только те, которые необходимы для выполнения работы на конкретном рабочем  месте. С другой стороны, профессиональные модули могут состоять из  модульных   единиц, которые относятся к разным специальностям и разным областям  деятельности. Может быть широкопрофильная профессия, связанная с использованием  одной и той же производственной деятельности в разных отраслях.

 

Список литературы

     
  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 2009. 
  2. Гузеев В.В. Теория и практика интегральной образовательной       технологии. М.:     Народное       образование, 2001.
  3. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: Истоки, сущность, перспективы. -       М., 2001. 
  4. Кульневич С.В. Педагогика личности от концепции до технологий:       Учеб.-практич. пособие для учителей и др. Ростов-н/Д: Творческий центр       «Учитель», 2001.


Источник: http://stav-college.moy.su/Page/statii/Anosova/pdf.pdf
Категория: Доклады для Фестиаля педагогических идей | Добавил: kain (17.12.2010) | Автор: Аносова Наталья Юрьевна
Просмотров: 884 | Рейтинг: 4.5/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

 

МЕНЮ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

Приветствуем Вас Гость


СТОИТ ВЗГЛЯНУТЬ






Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования.
СКСТиК - Ставропольский колледж сервисных технологий и коммерции © 2016
Разработка дизайна - Design by A.S.P.
Система управления сайтом (CMS)

По вопросам обращаться:
355012, г. Ставрополь, ул. Ленина, 73
355017, г. Ставрополь, ул. Артема, 3 / Морозова, 4
Тел.: 35-09-11, 29-36-24
Факс: 29-36-22
Или по электронной почте:
pl50@inbox.ru